Державин Гавриил Романович

 

477. От Грибовского. С. Петербург, 28 августа 1786.

В. пр., м. г. Услышав от Осипа Петровича о желании в-го пр. иметь оперу Февея1, осмеливаюсь препроводить к вам оную. Не знаю, столько ли она приятна будет для чтения, сколько здесь мы восхищаемся представлением ее на театре. Прекрасные балеты и великолепный декорации, ее оживляющие, суть причина, что она составлена из четырех действий вместо одного, в котором бы легко могла поместиться. В рассуждении же оказываемого в-м пр. подозрения к похвалам, коими превознесли ее журналисты2, я осмеливаюсь вам донести, что сочинитель ее есть тот же, который изобразил столь живо Мартинистов в комедии Обманщик3.

— Здесь напечатана новая комедия Тоисёков4, которая представлена была в первой раз в прошлое воскресенье в геремитаже (sic) и которую также при сем честь имею приложить. Она равномерно не избегнула бы похвал журналcтов, если бы вышла из рук творца Обманщика и Февея; но сочинитель ее есть княгиня Екатерина Романовна Дашкова.

— Нового Санктпетербургского Вестника, о котором в. пр. изволили упомянуть в письме к Осипу Петровичу, первая часть вышла. Мы ее читали; но она показалась нам столь маловажна, что я за излишнее почел посылать ее к вам. Сей журнал издает Богданович единственно в досаду Туманскому, с которым он поссорился. Лучшие в нем пьесы все почти старые, напечатанные в других журналах или особливо: один станс М.М. Хераскова Ее Величеству заслуживает внимание. Никогда здесь не было столько журналов, как теперь. Новые Ежемесячные сочинения, издаваемые от Академии Наук, Зеркало Света, Лекарство от скуки и забот, Туманскаго, Новый Санктпетербургский Вестник Богдановича, Растущий Виноград от С. П. Б. Главного народного училища5.

Правда, все оные посредственны; однако, как лучше иметь что нибудь, нежели ничего: то любители литературы желают, чтобы они продолжались все, сколько возможно долговременнее6.

Впрочем с глубочайшим высокопочитанием и вечною благодарностию и. ч. до конца жизни пребывать и проч. всенижайшим слугою

Адриян Грибовский.


1 Комическая опера Екатерины II, переделанная из ее сказки того же имени (см. Том I, стр. 171) и представленная в первый раз на Каменном театре 19 апреля 1786 г., а 22-го того же месяца в Эрмитаже (Зап. Храпов.). Она и напечатана была первоначально в 1786 г.
2 В одной из майских книжек Зеркала Света (№ 16) отдел: «Известия о книгах» начинается заметкой о Февее, которая, показав нравоучительное значение пьесы, заключает словами: «Надобно быть зрителем, чтобы чувствовать все красоты, все изящности и все превосходства сего сочинения, обнаруживающего и древние отечества нашего обычаи и вкус стихотворения».
3 О комедии Обманщик в Зеркале Света (№1) напечатана также хвалебная статейка, кончающаяся так: «Каждая страница наполнена изящностями и повсюду открывается дух великого Мольера, который возгордился бы таковым творением».
4 Петр Федорович; см. № 403. Вместо обещанных 12-и книжек вышли только три первые, к которым после припечатано заглавие: «Описание последних землетрясений в Калабрии и Сицилии» и проч. (Сопиков, ч. III, стр. 55, № 3853). В Смирдинской Росписи мы находим журнал того же имени только в 1778—1781 (когда в нем деятельно участвовал Державин) и в 1812 г. Указанием Грибовского объясняется, почему издание первого Спб. Вестника некоторые (наприм. Греч) приписывали Богдановичу, не означая впрочем, какому именно.
5 Почти обо всех этих журналах было уже упомянуто в письме Козодавлева под № 417. Об издании Растущего Винограда сказано в Зеркале Света (ч. I, стр. 115), что «Главное народное училище, долженствующее быть основанием всем прочим, открыто в 1783 г. и быв управляемо высочайше учрежденною нарочно для оного комиссиею», так процвело в короткое время, что сами питомцы предприняли издавать названный ежемесячный журнал. Между трудами посторонних лиц помещена тут и статья Козодавлева о народном просвещении в Европе.
6 Грибовский и сам занимался отчасти авторством. В Зеркале Света (ч. II, стр. 229) напечатано с его подписью письмо к издателю с приложением статейки: «Благодарение г. Филдингу за Томаса Ионеса». Здесь есть намек на отношения Грибовского к Державину: «Твой Алворти, сей благотворительный, кроткий, незлобивый и справедливый смертный, которого ты представил в образец слабому человечеству и которому, против чаяния твоего знаю я совсем подобного и благодеяниями своими ко мне и ко многим несчастным ему равного, сей вельможа, которого добродетели и правила толико чужды его звании, наконец сей Алворти овладел моей душою» и, проч.


Ночной Эрмитаж в Петербурге

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский, 1811 г.)

Портрет Г.Р. Державина (В.Л. Боровиковский)




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.