Державин Гавриил Романович

 

Коломийченко Т. А.: Застольные песни Г. Р. Державина и городской фольклор. Страница 5

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

Вопреки сложившейся традиции считать вино лекарством от уныния, поэт устами трезвого философа предлагает взамен ему лекарство иное. Позиции пассивной насмешки над мироустройством, бегства от действительности поэт противопоставляет активную жизненную позицию человека, хранящего свое внутреннее достоинство, умеренного во всем, — мужественного воина («Священна должность храбрым быть!»), справедливого судьи («Вертеться нужды нет душою, / Когда не хочешь взяток брать»). Особый, фольклорный, колорит придают стихотворению поговорки и просторечные слова: «кто лишь рожден не дураком», «кривят душою», «совестью своей шутить», «так и сяк судить» (в редакции 90-х годов — «так и сяк юлить»), «вертеться нужды нет душою», «смешно в тенета мух ловить»1.

Данное произведение Державина не осталось незамеченным любителями песен: в 90-х годах XVIII века оно было напечатано в двух песенниках, а в первой трети XIX века — более чем в пяти2. По всей видимости, это произошло, как и в случае с песней «Кружка», благодаря его актуальному звучанию, близкой к устному песенному репертуару тематике, четкой структуре, афористичности.

Почти в каждом печатном песеннике рубежа XVIII-XIX веков имелся раздел «военных песен», материал для которого составляли и народные солдатские и исторические песни, и песни литературного происхождения3. Многие русские поэты в то время пробовали свое перо на сочинении военных песен «в народном духе»4. Среди них — и Державин.

В 1790 году он пишет «Воинскую песнь», которую затем переработает, включит строки «в память фельдмаршалам Суворову и Румянцову», что и отметит в своих «Объяснениях», по-новому определит ее жанр — «застольная песнь воинов», и назовет «Заздравный орел».

Песня делится на куплеты и припевы-тосты в четкой логической последовательности. По законам «военного этикета», в первом куплете звучит похвала русской армии:

По северу, по югу

С Москвы Орел парит;

Всему земному кругу

Полет его звучит.

О! исполать, ребяты,

Вам, русские солдаты,

Что вы неустрашимы,

Никем непобедимы:

За здравье ваше пьем!

Во втором — похвала самой России и великим русским полководцам:

Орел бросает взоры

На Льва и на Луну,

Стокгольмы и Босфоры

Все бьют челом ему.

О! исполать вам, вой,

Бессмертные герои,

Румянцов и Суворов,

За столько славных боев:

Мы в память вашу пьем!

В третьем — славятся русские женщины:

О! исполать, красотки,

Вам, росски Амазонки!

Вы в мужестве почтенны,

Вы в нежности любезны:

Здоровье ваше пьем!

Державин достигает многоплановости произведения многозначностью образа-символа. Им стал «сизый орел»5, выступающий одновременно как традиционный символ государства (Лев — Швеция, Луна — Турция, Орел — Россия) и как птица-вестник: «Всему земному кругу / Полет его звучит». Образ Орла был традиционным для кантов-виватов Петровского времени6, наследниками которых и стали солдатские застольные песни последней четверти XVIII века. Общекультурная символика образа, актуализированная Державиным, могла иметь своим непосредственным истоком народные солдатские и исторические песни. Сравним: «Где луна была — там орлы парят; / Где бунчук стоял — тут штандарт блестит»7.

Стараясь создать произведение «в народном духе», поэт вводит в него географические названия в пренебрежительной форме множественного числа: «Стокгольмы и Босфоры / Все бьют челом ему»8, употребляет гиперболические выражения: «Всему земному кругу / Полет его звучит», «Что вы неустрашимы, / Никем непобедимы...» и др. Для примера сравним эти строки со следующими строками воинской народной песни:

Отперты врата днесь Крымски,

Нам противников уж нет,

Храбры воины Российски,

Вашей славы полон свет9.

Следует также отметить, что при создании образа Орла Державин применил традиционный для фольклора прием психологического параллелизма:

Орел глядит очами

На солнце с высоты,

Герои под шлемами

На женски красоты.

Все эти особенности державинской песни обеспечили ей известность в среде городских любителей музыки. Она встречается в песенниках с начала XIX века10.

Глубокое чувство патриотизма вдохновило Державина на сочинение еще двух воинских застольных песен «в народном духе»: «Пирушка англичан в Петербурге, по случаю полученных известий о победе русскими французов. Народная песня» (1805) и «Солдатский или народный дифирамб по торжестве над Франциею» (1814). Они были созданы с прямой и осознанной ориентацией на городскую фольклорную традицию, на особые, присущие ей приемы комического и способы восхваления. Так, в качестве основного стиле-образующего приема в этих песнях выступил характерный для стиля и народных, и литературных воинских песен прием комического сталкивания высокого, торжественного, патриотического начала и начала «низкого», имитирующего грубоватую солдатскую речь.


1Державин Г. Р. Анакреонтические песни... С. 261-264.
2См.: Печальному утеха, веселому забава, а праздному на безделье дело, или Новый настоящий русской песенник, заключающий в себе собрание лучших веселых, простонародных, военных, малороссийских, свадебных, хороводных, сатирических, театральных, пастушеских и других песен. В 2 частях. С картинкою. Ч. 1. М., 1798. № 8; Новейший всеобщий и полный песенник, или Собрание всех употребительных и доселе известных новых и старых отборных песен лучших в сем роде сочинений в шести частях, с присовокуплением арий и хоров из опер, разделенный на любовные и нежные, пастушеские, простонародные, плясовые и цыганские, забавные и критические, военные и патриотические. П. Ш. СПб., 1819. Ч. 3. С. 44. И др.
3См.: Чулков М. Д. Собрание разных песен. Ч. 1-4. СПб., 1770-1774 (в сборник вошли песни из репертуара городских солдатских хоров); Молодчик с молодкою на гулянье с песельниками, поющими новые песни, городские и деревенские, простые, ухарские и самые нежные. СПб., 1790; Всеобщий новоизбранный песенник... М., 1805. И др.
4Н. А. Львов сочинил «Солдатскую песнь на взятие Варшавы», П. М. Карабанов — песню «Гренадеры молодцы», С. Н. Марин написал «Преображенский марш», который получил долгую жизнь: сам поэт выступил под нее в поход на французов. Перу Ф. Н. Глинки — непосредственного участника военных событий, хорошо знакомого с солдатским фольклором, — принадлежит «Солдатская песнь, сочиненная во время соединения войск у города Смоленска в июне 1812 года на голос: "Веселяся в чистом поле..."», «Авангардная песнь» и др. Ходившее в списках в начале века стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» так же, как и разбираемые державинские произведения, было оформлено в стиле застольных песен и воспроизводило — в расширенном варианте — их структуру (сольная партия запевалы и хоровой припев).
5В первоначальной редакции Державин прибегает именно к этому устойчивому фольклорному эпитету: «По северу, по югу / Наш сиз орел парит». [Державин Г. Р. Анакреонтические песни... С. 205.]
6См.: Русская силлабическая поэзия XVII-XVIII вв. Л., 1970. С. 348-352.
7Исторические песни XVIII века. [Тексты.] Л., 1971. С. 263.
8В одной из ранних редакций эта строка прозвучала даже с опорой на «народное» произношение: «Станбулы и Стокгольмы / Почтительны к нему». [Державин Г. Р. Анакреонтические песни... С. 205.]
9Чулков M. Д. Указ. соч. Ч. 3. С. 588. № 72.
10См.: Новейший карманный песенник, содержащий в себе собрание всех родов новейших и употребительнейших песен, как-то: нежных и любовных, пастушеских, простонародных, веселых или цыганских, театральных, в коих помешены арии из 4 частей «Русалки»... и проч. М., 1813. № 106.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6


Ключ цифирного письма

«250-летие со дня рождения Г.Р. Державина»

Вид из усадьбы Званка




Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.