Державин Гавриил Романович

 
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Лалик Рене


(6 апреля 1860 г., Ай — 5 мая 1945 г., Париж)

Центральная часть ожерелья Флейтисты (Р. Лалик, 1898-1900 г.) Французский дизайнер и предприниматель, корифей ювелирного искусства и художественного стеклоделия, художник ар-нуво, эмальер. Основоположник флорального направления стиля модерн. Родился в городке Ай (департамент Марна) 6 апреля 1860 г. В 1876 г. поступил в ученики к золотых дел мастеру, продолжил образование в Школе декоративных искусств в Париже и мастерских Лондона (1878–1880 г.). Работал по заказам дома Картье, а затем – у П. Дестапа, который передал ему в 1886 г. руководство своей мастерской. Рекламе его изделий способствовал сенсационный успех на Всемирной выставке 1900 г., а также тот факт, что в числе главных заказчиц Лалика была знаменитая Сара Бернар.

Создавал гребни, пряжки и различные украшения, используя, помимо традиционных золота, серебра и драгоценных камней, рог, а также полудрагоценные камни, в целом почти вышедшие к тому времени из употребления. Всячески возвышал – на фоне интенсивной механизации ювелирного дела – значение ручного труда и образного начала, противопоставляя последнее чисто количественной роскоши (число каратов в «одном Лалике», как правило, значительно меньше, чем в аналогичного рода стандартных украшениях того времени). Вносил в свои произведения невиданный для этого вида искусств острый драматизм: помимо прихотливо вьющихся женских волос и драпировок, цветов и павлинов излюбленными его мотивами были мерцающие змейки и насекомые. Вводил и мифологические гротески.

Пряжка Павлин (Р. Лалик)В 1904 году Рене Лалик увлекся художественным стеклом, став реформатором в этой области. Он делал вазы, завораживающие одновременно волшебством древнейшего в мире рукотворного материала и богатством его трактовок. То прозрачные, то матовые, вазы от Лалика отличаются тонкостью рисунка и изысканной пластикой форм. Иногда они удивляют возникающим словно из глубин хрупкого материала высоким рельефом. Многие произведения Лалика завораживают необыкновенной красотой опалового стекла, которое он использовал в своих изделиях. Этот период стал переломным для творческой манеры мастера. Из его мастерской теперь выходили стеклянные броши и подвески самых неожиданных форм — круглые, квадратные, вытянутые или напоминающие падающую каплю воды, декорированную изображением рыбки. Р. Лалик начал использовать стеклянные вставки и при изготовлении большинства своих ювелирных произведений.

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика - вазы Вакханки, Лучники, Неразлучники, хрустальные скульптуры Сюзанна, Таис, Флореал, украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) - Кризис, Скорость, Победа, Лоншамп и многие другие.

В 1905 году художник, заключив контракт с известной французской фирмой "Коти", начал разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов. С 1918 года он работал только со стеклом. Поздний период творчества позволяет отнести Рене Лалика к числу крупнейших дизайнеров стекла первой половины ХХ столетия. Его изделиям из стекла, как и ювелирным украшениям, суждено было оказать существенное влияние на формирование и дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства нового XX века.

Ожерелье Сосновые шишки (Р. Лалик, 1900 г.)Основал стекольную фабрику в Комб-ла-Виль (1910 г.), а в 1918 г. купил другой, более крупный завод в Винжен-сюр-Модере (Эльзас). Предпочитал (в сравнении со стеклом Э. Галле) гораздо более простые силуэты и поверхности, украшая их, однако, тонким рельефным, деликатно подцвеченным декором. При этом модели отливались или прессовались в формах, что обеспечило массовость продукции (лидировали в ней знаменитые флаконы для духов, но предприятия Лалика выпускали также столовую и декоративную посуду, светильники и люстры, а позднее большие декоративные панно). Явившись одним из стилистических источников ар-деко, его стеклоделие достигло вершин популярности в 1920-е годы, когда панно и другие изделия Лалика стали одним из главных украшений французского отдела Международной выставки декоративного искусства в Париже (1925 г.).

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался "крупными формами" - оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Нормандия (по-французски Normandie) оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое-многое другое выпущено фирмой в 1930-1940 годы.

Фирма Лалик продолжила существовать и после смерти великого мастера, который скончался 5 мая 1945 года в Париже на восемьдесят шестом году своей долгой и яркой жизни. Его сын Марк после смерти отца переориентировал семейное производство на хрусталь. Запасники Эрмитажа хранят немало работ Рене Лалика: их в свое время покупала вся русская аристократия во главе с императрицей Александрой Федоровной.

Гребень с пейзажем (Р. Лалик)
Гребень с пейзажем.
Р. Лалик.

Брошь Поцелуй (Р. Лалик)
Брошь "Поцелуй". Р. Лалик.

Браслет Чертополох (Р. Лалик)
Браслет "Чертополох".
Р. Лалик.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Державин. Сайт поэта.